Рекомендации мамам

Когда ребенок "не хочет" говорить.

Никаких лекарств рекомендовать не буду, но показаться врачу психоневрологу детскому очень советую. Итак, что можно сделать при задержке речевого развития ( не по степени значимости, как запомните. так и делайте). Это нужно делать каждый день:

1. Массаж воротниковой зоны. Не сильно, чтобы не повредить своему ребенку, аккуратно разогреваем плечевые мышцы и мышцы шеи, давить не надо, это могут делать только профессионалы, они знают, где нажать. Минут пять - десять, каждый вечер, сколько малыш вытерпит:). Начинать можно с минуты- тридцати секунд.

2.Массаж спины. Растирания, поглаживания, пощипывания. Давить не надо! Он помогает ребенку расслабиться перед сном и установить более близкие и доверительные отношения с родителем. ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ДАЕТ ДЕЛАТЬ НИКАКОЙ МАССАЖ!!! - ЗАБАЛТЫВАЙТЕ!!! ПОГОВОРИТЕ О ТОМ, ЧТО ЕМУ НРАВИТЬСЯ! ЕМУ, а не вам. Не надо настойчиво читать сказку, которую он не слушает! Смотрит он у вас мультик про машинку Вилли - вот и перескажите ему содержание одной из серий! Только интересно рассказывайте, с эмоциями, а не так, что быстрее закончить. Да, к вечеру все устали, но отнеситесь к процессу, как к спорту - чем больше вы вкладываете сил, тем лучше будет результат.

Кстати, о результатах - при такой проблеме, как задержка речи, пользу от любого нового занятия оценивают не раньше, чем через месяц, а то и два. А с момента. когда ребенок начинает петь гласные , не поверите, около восьми месяцев может пройти (но может и меньше значительно- все индивидуально).

3.Массаж волосистой части головы. Опять же не давим, почесываем, поглаживаем. Наша задача - улучшить кровоснабжение всей этой зоны и подготовить дитенка к логопедическому массажу ( или к его подобию, у кого как получиться, хуже не будет точно, а лучше будет однозначно).

4. Логопедический массаж мы начинали со лба, сдвигая кожу влево-вправо, раз пять-десять, потом массировали скулы и щеки, затем переходили на подбородок и верхнюю часть шеи. Логопед советовала нам делать массаж самого языка, т.е. ребенок высовывает язык и по нему аккуратно стучим пальчиком. Но массаж языка лучше делать днем, в процессе или перед артикуляционной гимнастикой. Все остальные виды массажей - вечером, перед сном, под сказку, разговор или интересную историю.

4. Массаж кистей рук и пальцев - завершающий этап. Минут пять - семь мы делаем. Не надо сразу стремиться делать все по максимуму, не отбивайте у своего ребенка желание к тактильному общению. Даже если на все виды массажа в первый вечер ушла только минута - хорошо, завтра прибавите! Чаще всего, первый массаж малыш может вытерпеть секунд тридцать, а потом - под это дело уже засыпает.

Артикуляционная гимнастика - раздел следующий.

Как ее делать можете изучить на сайте "Лада плюс" в разделе "Логопед". Надуваем щеки, сдуваем воздух, ворочаем языком и вытягиваем его во всех направлениях. Еще - купите легкий волчок, воздушные шарики -будете дуть. Зачем дуть - ставим речевое дыхание, это нужно обязательно. С этого можно начать, если ребенок не говорит вообще!

Зачем нужно ставить речевое дыхание? Если массажами мы укрепляем мышцы лица, то речевое дыхание отвечает за громкость и легкость произнесения звука, слова, фразы.

Артикуляционную гимнастику мы делаем на протяжение всего дня. Где ребенка поймали, там и просите: «Покажи качели, грибочек, и тд» В машине едете - окружающих водителей пугаем, Вы ему рожицы корчите - он повторяет.

   Конечно же не забываем про накапливание пассивного словарного запаса и активного словаря. 

   На индивидуальных занятиях с дефектологом можно получить все необходимые рекомендации по формированию словарного запаса и активизации речи вашего малыша.

АЛЛАЛИЯ .

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи, из-за поражения речевых зон мозга.
Алалия может быть врожденной или приобретенной.
Моторная алалия - головной мозг не может управлять мышцами речевого аппарата.

Сенсорная алалия - ребенок не понимает речь, у него сохранен слух, но он не может различить человеческий голос от звуков окружающей среды. У детей гораздо чаще встречается сенсорно-моторная алалия (ее еще называют сенсо-моторная алалия).

Чтобы выбрать правильный метод лечения нужно понимать смысл - почему ребенок не говорит.

При моторной алалии и сенсорно-моторной алалии не работают разные речевые зоны мозга. То есть их надо активизировать.
Ноотропы возбуждают кору головного мозга, но всю подряд (а не выборочно). Поэтому у некоторых детей от ноотропов возбудимость нарастает, кто-то плохо спит, кто-то все время бегать начинает (значит двигательные зоны активизировались вместо речевых).
Микротоковая рефлексотерапия активизирует выборочно речевые зоны (кому-какие надо, для понимания или наоборот для собственных высказываний), а если ребенок возбудимый, то ему седативные точки берут.


Детям с ЗПРР и сенсорно-моторной алалией очень нужен логопед и дефектолог. Причем заниматься нужно каждый божий день, годами. Настройтесь на тяжелую работу, через «не хочу» и «не могу».

  

Дефектолог при аллалии.

Для успешной коррекционной работы с детьми, страдающими алалией, очень важна квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и метолов поэтапного логопедического воздействия. Хочется отметить, что даже самый опытный специалист-логопед не укажет точных сроков долгожданного улучшения речевого развития. Этот процесс идет медленно, постепенно, у каждого ребенка по-разному. Работа по развитию речи идет параллельно с развитием ее психологической базы. Для родителей важно знать, что же это такое. Вот примерные направления формирования психологической базы речи: Формирование зрительного, слухового, тактильного восприятия Важно:

• научить ребенка соотносить предмет с его контурным изображением путем наложения (доски Сегена);

• научить составлять предмет из составных частей различного количества;

• научить различать звуки по звуко высотным характеристикам на материале звучащих игрушек;

• научить определять направление звучания на материале звучащих игрушек (металлофон, дудочка, барабан, погремушка, ксилофон, колокольчик, трещотка);

• научить узнавать предметы на ощупь, по контуру, фактуре, величине, форме.

  • Развитие памяти Важно: довести объем кратковременной памяти приблизительно до 7-9 элементов, слуховой - до 7 элементов. Научить запоминать в определенном порядке количество элементов (в зависимости от возраста обследуемого) на материале предметных картинок, геометрических форм, цифр, серий слов.
  • Родо-видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Подбери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое - не мое», «Раздели на группы») Логический признак живой-неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»).
  • Научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам:

Развитие мышления(3-5 лет).

Важно:

• научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Используются предметы одного вида;

• научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы - все желтое).

• по размеру;

• по высоте;

• по длине;

• по насыщению цвета (от ярко-красного к розовому)

    Без помощи логопеда-дефектолога, родителям ребенка с алалией никак не обойтись. Это должно быть долгое целенаправленное и систематическое сотрудничество. Логопед составит для малыша индивидуальную коррекционную программу, объяснит родителям, как правильно играть в ту или иную игру, поможет подобрать полезные для малыша игры и пособия, которые должны быть в доме для ежедневных занятий, будет проводить 2-3 раза в неделю коррекционные занятия. Если своевременно начать комплексную коррекционную работу, вести ее систематически, то в некоторых случаях возможно практически полная речевая реабилитация ребенка к 7-8 годам, что дает ему возможность посещать общеобразовательную школу. Однако, часто родители не своевременно обращаются к врачу, им кажется, что малыш заговорит сам, теряют драгоценное время. В этих случаях медико-психолого-педагогические комиссии рекомендуют детям посещение специальных речевых школ. Чтобы избежать таких последствий, необходимо с самого рождения пройти психолого- педагогическую диагностику (программа раннего выявления патологического развития и раннего коррекционного вмешательства), чтобы определить уровень психического развития (опережение, норма, задержка), а так же предрасположенность ребеночка к тем или иным заболеваниям. Особенно важно это в тех случаях, когда в семье имелись какие-либо наследственные заболевания, с осложнениями проходила беременность, были тяжелые роды и в некоторых других случаях.

Что такое "общее недоразвитие речи" ?

      Очень часто родители, во время проведения логопедической диагностики ребенка, слышат фразу: "У вашего ребенка общее недоразвитие речи". Непонимание формулировки вызывает беспокойство и тревогу. 

      На сегодняшний день существуют две классификации общего недоразвития речи: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. 

     В первом случае, классифицирует врач, на основании медицинских данных (система клинико- педагогической классификации разработана Е.М. Мастюковой), а во втором случае (система психолого-педагогической классификации разработана Р.Е.Левиной), посредством анализа лингвистических и психологических критериев, который проводит логопед или дефектолог. Как правило, диагностика врача и логопеда-дефектолога, позволяет осуществить глубокий анализ и позволяет проводить коррекционно-воспитательную работу более качественно.

      Рассмотрим обе квалификации, что бы родителю стало понятным необходимость (в некоторых случаях) обращения не только к логопеду, но и к врачу. Ребенок, получивший хороший старт в дошкольном детстве (и в получении знаний, и в формировании здоровья), сможет достигнуть высоких результатов и в дальнейшем школьном образовании, да и в построении своей собственной жизненной стратегии.  

«Медицинская» квалификация. Проводится врачом нервопатологом: 

- неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;

- осложнённый вариант общего недоразвития речи, который сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов (повышенного черепного давления, синдромы двигательных расстройств);

- грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическими поражениями коры головного мозга (моторная алалия).

«Педагогическая» квалификация. Проводится логопедом или дефектологом:

I уровень- полное отсутствие общеупотребительной речи, то есть « безречевые дети». В самостоятельном общении они используют целый ряд невербальных средств: жесты, мимику, интонацию. Звуковая сторона речи находится в зачаточном состоянии. У этих деток отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи.

II уровень речевого развития определяется как «начатки общеупотребительной речи». Речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестов, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством постоянных, хотя и очень искаженных в фонематическом и грамматическом отношении, речевых средств. Грубо нарушены звукопроизношения и слоговая структура слов.

III уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя.

IV уровень речевого развития выражается в незначительных нарушениях компонентов языковой системы.

Таким образом, общее недоразвитие речи может проявляться в разных уровнях речевого развития. Такие дети нуждаются в своевременной коррекционной помощи. И родителям стоит своевременно обращаться к специалистам. Не ждать, когда ребенку и исполнится пять лет. Возможно уже в 2 года сделать полноценную диагностику и выявить причину отсутствия или нарушения речи у малыша. В дошкольных образовательных учреждениях воспитатели зачастую «успокаивают» маму, убеждая, что «в своё время» малыш заговорит. К сожалению, первое обращение в 4- 5 лет уже может быть поздним. Лучше проконсультироваться у специалиста и получить заключение о степени формирования компонентов языковой системы вашего ребенка в соответствии с его возрастом, чем опоздать и потерять драгоценное время дошкольного детства, где сама природа заставляет малыша стремиться искать пути максимального освоения речевых стандартов. 

ДЕФЕКТОЛОГ

Визуальное расписание

❏ Что это такое?
Визуальное расписание является визуальным представлением событий, которые будут происходить в течение дня или в рамках какой-либо задачи или деятельности.❏ Для чего это нужно?
Визуальное расписание полезно для разбиения задач, которые имеют несколько этапов, на отдельные последовательные шаги. Это помогает убедиться в том, что ребенок действительно обучился определенным действиям и соблюдает их последовательность. Также визуальное расписание играет важнейшую роль в снижении тревожности и ригидности навыка переходов, поскольку они сообщают ребенку, какие именно виды деятельности будут происходить в течение всего дня или части дня.
❏ Как научить ребенка использовать визуальное расписание?
Когда ребенок уже понимает понятие последовательности действий благодаря использованию им планшетов «СНАЧАЛА - ПОТОМ», вы можете разработать более сложное расписание различных мероприятий и последовательностей действий в течение дня.
Определитесь с видами деятельности, которые вы хотите отобразить в расписании. Выбирайте те занятия, которые действительно происходят именно в такой последовательности. Старайтесь перемежать предпочитаемые ребенком виды деятельности с занятиями, которые не несут для него поощряющих характеристик.
Разместите на расписании наглядные материалы (например, фотографии, рисунки, написанные слова), которые изображают определенные вами виды деятельности и мероприятия. Расписание может быть портативным, например, в папке с переплетом или зажимом, или же оно может быть закреплено на постоянном месте, таком, как холодильник или стена. Ваш ребенок должен иметь возможность ознакомиться с расписанием перед началом первого действия по данному расписанию. Оно также должно оставаться в поле зрения у ребенка на протяжении остальной его деятельности.
Когда согласно расписанию наступает время для определенной деятельности, дайте вашему ребенку подсказку при помощи краткой словесной инструкции. Например, произнесите «Посмотри в расписание». Это поможет вашему ребенку обратить внимание на следующий вид деятельности, которая должна начаться. Поначалу вам может понадобиться использование физических подсказок для того, чтобы ваш ребенок проверил расписание (например, мягко направлять ребенка к нему, придерживая за плечи, и физически помочь ему указать на следующее мероприятие в расписании). Вы можете постепенно уменьшать физические подсказки по мере того, как ваш ребенок начинает использовать расписание более самостоятельно.
Когда задача выполнена, дайте вашему ребенку подсказку к тому, чтобы он снова сверился с расписанием, используя процедуру, описанную выше, и перейдите к следующему действию.
Предоставьте ребенку похвалу и/или другое положительное подкрепление за соблюдение расписания и переход от одной деятельности к другой.
Внесите в расписание некоторую долю изменчивости, придумав символ, который будет представлять собой неизвестную ребенку деятельность (например, «сюрприз»). Начинайте обучать ребенка данному понятию, парируя его с позитивной деятельностью или приятными сюрпризами. Постепенно вводите данный прием для формирования толерантной реакции на неожиданные изменения в расписании.
❏ Что делать, если возникает проблематичное поведение?
Если нежелательное поведение возникает, дайте вашему ребенку физическую подсказку к завершению выполнения текущей задачи. Сосредоточьтесь на задаче, а не на проблематичном поведении. Затем перейдите к следующему действию согласно расписанию и при этом предоставьте ребенку подкрепление или доступ к поощряющей деятельности, указанной в расписании, так как акцент данного расписания делается на выполнении задач, а не на устранении проблематичного поведения.
Если вы считаете, что существует вероятность проявления ребенком нежелательного поведения, начните вводить визуальное расписание в таких видах деятельности, которыми ваш ребенок обычно занимается охотно и успешно. Если проблематичное поведение ребенка стало труднее контролировать, может быть, целесообразным будет рассмотреть вопрос о поведенческой консультации с профессионалом, чтобы решить проблему такого поведения напрямую.


Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации.

С самого раннего возраста следует развивать мелкую моторику рук. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками, приговорками, стишками, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Познание окружающих предметов у детей в большей степени связана с действиями рук (крупная моторика). Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания. Но какими простыми ни казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, т.е. возникают без целенаправленного волевого усилия - они не преднамеренны. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе постоянного обучения и тренеровок не только путем проб и ошибок, но в большей степени под руководством взрослых.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику. Необходимость организации целенаправленной систематичной работы по развитию мелкой моторики у детей через использование разнообразных форм, методов и приемов с каждым годом становиться все актуальнее. В центре «СОФИЯ» работает педагог Монтессори с дефектологическим образованием, создавшая интересную образовательную среду для развития мелкой моторики рук, развития мышления, памяти, логики детей дошкольного и младшего школьного возраста по системе Марии Монтессори.

В системе Монтессори разработано много специальных упражнений, позволяющих реализовать потребности ребёнка в каждый момент его развития. Напомню, что эта система воспитания разработана итальянским педагогом, врачом и психологом Марией Монтессори. Известная во всём мире система становится популярной и в России.

Главный принцип развития ребенка по данной методике: "Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде".

Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому». Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий.

Занятия с педагогом Монтесори, логопедом-дефектологом специально организованной образовательной среде проводятся как в группе, так и индивидуально (зависит от пожелания родителей и особенностей ребенка). Занятия проводятся с детьми от 2 до 9 лет.

В этой статье нам бы хотелось познакомить родителей самых маленьких деток (от 1 года до 3-х лет) простыми, но очень полезными Монтессори - занятиями по мелкой моторике для использования в повседневной жизни.

Первое: возьмите две емкости для сыпучих предметов, одна из которых будет пустой, а другая - наполнена какой-либо крупой (например, манкой). Дайте ребенку ложку и пусть он пересыпает крупу из одной емкости в другую, используя ложку. Это окажется для него увлекательнейшим занятием. Только не забудьте поставить под емкости поднос.

Второе: сделайте ребенку густое соленое тесто, из которого можно будет легко лепить, катать «колбаски», шарики и т.п. Вдобавок дайте ему «украшения» для его поделок в виде горошин, фасолин, пуговиц (только следите, чтобы не проглотил) и т.п. Покажите ему как делать кружки, «колбаски», шарики, кубики, а все остальное предоставьте придумать ему самому - фантазии малыша хватит на многое, будьте в этом уверены. На поделках из соленого теста очень удобно учить ребенка обращаться с ножом. Сделайте вместе с малышом из теста помидор/лимон/огурец/картошку, дайте ему в руки пластмассовый нож из набора одноразовой посуды и покажите, как надо резать овощи или фрукты.

Третье: дайте возможность вашему чуду переливать воду из одного сосуда в другой.

Четвертое: вырежьте из красной бумаги большую «божью» коровку и к ней - несколько маленьких кружочков из черной бумаги. В удобную плоскую посудину налейте немного клея ПВА. Пусть малыш, вместе с вами наклеивает черные точки на коровку. Отличное упражнение для развития мелкой моторики.

Пятое: возьмите что-нибудь с дырочками или просто сделайте в обычной полиэтиленовой крышке несколько отверстий диаметром примерно 10 мм. Наденьте крышку на какую-нибудь банку и дайте малышу горсть фасолинок. Ребенок с удовольствием будет проталкивать фасолины в дырочки, а потом радостно греметь банкой. Детям очень нравится перекладывать подобные «игрушки» из одной емкости в другую. Можно усложнить задачу (для более старших детишек) и дать им возможность сортировать предметы. Например, фасоль в одну банку, горох - в другую, чечевицу - в третью. Или покрасить что-либо одно в разные цвета.

Шестое: схематично, как умеете, нарисуйте кота. Дайте малышу кисточку и краски - пусть он нарисует на коте полоски. Сначала можете взять его руку в свою и показать движение, но затем пусть он все делает сам. Не поправляйте его, даже если он промахивается и рисует полоски не там, где нужно (как вам кажется). Очень полезное занятие! Полоски могут быть разными по цвету. Подобное упражнение можно делать не рисуя полоски, а наклеивая их на кота.

Седьмое: налейте в мисочку воды, капните туда шампунь. Дайте ребенку венчик и покажите ему, как надо правильно взбивать. Пусть он правой рукой держит венчик, делая движения по часовой стрелке, а левой рукой придерживает миску. Очень важно после таких упражнений научить малыша убирать за собой. Дайте ему губку и покажите, как ей можно вытирать лужи (была лужа, а теперь нет!).

Восьмое: на поднос поставить две тарелки - глубокую и мелкую. В глубокую налить воду и запустить туда несколько мелких плавающих предметов. Дайте ребенку ложку и предложите ему вылавливать по одному предмету ложкой и складывать их в мелкую тарелку. Очень важно закончить упражнение, перенеся все предметы из глубокой тарелки в мелкую, а пролитую воду собрать губкой.

Девятое: натянуть между двумя стульями веревку и повесить на нее разогнутые скрепки. Затем скатать из пластилина или из соленого теста маленькие шарики (это делает ребенок) красного и зеленого цвета (вишни и крыжовник). Прицепите «ягоды» на скрепки и дайте задание малышу собрать все ягоды в корзинку, стоящую справа от него. Ягоды нужно срывать двумя руками - левой придерживать скрепку, а тремя пальцами правой руки (щепоткой) срывать ягоды и складывать в корзину. Этим упражнением и мелкую моторику развиваем, и приучаем к движению слева направо, как при письме.

Десятое: приучайте ребенка помогать накрывать на стол, расставлять тарелки и чашки , раскладывать правильно вилки, ложки, ножи, салфетки. Покажите ему, как надо сметать щеткой со стола и как подставлять совок.

Для отработки дифференциации правой и левой частей тела можно порекомендовать следующие упражнения.

1. Показать правую руку, затем левую руку. Если ребенок не может назвать левую руку, педагог-психолог называет ее сам, а ребенок повторяет.
2. Показать то правую, то левую руку, взять игрушку (предмет) то в правую, то в левую руку.
3. После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу. Сформировав у ребенка представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Можно использовать следующие упражнения.

1. «Покажи, какой предмет находится справа от тебя», или «Покажи книгу слева от тебя», или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что право - ближе к правой руке, лево - ближе к левой руке.
2. Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадку и положить ее возле левой руки. Далее спросить: «Где находится книга - справа или слева от тетради?»
3. Ребенку предлагается положить карандаш слева от тетради, положить ручку слева от книги, сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.
4. Берутся 3 предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, а справа - ручку.

Простой и эффективный способ подготовки руки к письму - книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использовать силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезно копировать орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином, глиной, тестом. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Еще один интересный способ развития пальцев руки - отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают кусочки и создают своего рода аппликацию.
Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС. В результате этого повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов. 

Отличие ЗПР от педагогической запущенности

Педагогическая запущенность - устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Коррекционные упражнения

Например, ребенку предлагается чтение небольшого предложения. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

Нейрокоррекционные упражнения

К моменту прихода в школу - в 7 лет - у ребенка развито правое полушарие, а левое актуализируется только к 9 годам. В соответствии с этим, обучение младших школьников должно проходить естественным для них правополушарным способом - через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Поведение - результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Не сбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, лож - наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий из вне. При таком стихийном формировании без педопеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

В центре психологии и развития речи 

«СОФИЯ» оказываются услуги дефектолога- логопеда:

· Диагностирование высших психических функций (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь), исследование эмоционально-волевой сферы и выявление проблем с речевым развитием.

· Корригированние и устранение недостатков речевого развития, а при отсутствии речи и стимулирование ее развития.

· Построение работы с дошкольниками и школьниками, имеющими как нормальное развитие, так и интеллектуальную недостаточность, а также, с детьми с ДЦП, аутистическим синдромом, синдромом Дауна и т.д.

· Оказание коррекционной помощи в восстановлении речи взрослым людям, перенесшим инсульт или травму.

· Работа с такими речевыми нарушениями как: задержка речевого развития (ЗРР), общее недоразвитие речи (ОНР), фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР), нарушение звукопроизношения, дизартрия, дисграфия, дислексия, алалия, ринолалия, после установления кохлеарных имплантов, афазия и т.д.

· Помощь в освоении фонематики русского языка при изучении его как иностранного (в т.ч. исправление акцентов в русской речи у детей и взрослых)