ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ.

27.11.2016

Существование взаимосвязи между координацией мелких движений рук и речью показали исследования М. Кольцовой. Прямая зависимость от степени развития мелких движений пальцев рук всегда определяет уровень развития речи. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

Уровень развития мелкой моторики в раннем возрасте, как же можно определить? Определить уровень развития тонкой моторики руки можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать (наглядная демонстрация обязательна). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети - неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связано это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой.

Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребенка импульсы поступают в головной мозг, активизирую деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулирует соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация еще незрелых клеток коры головного мозга, «отвечающих» за формирование речи ребенка.

Речь в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

Графически это будет выглядеть так:

мелкая моторика = мышление = речь

Мелкую моторику можно развить посредством:

  • массажа,
  • гимнастики пальчиковой,
  • плетения,
  • лепки,
  • игр - шнуровок,
  • конструкторов, мозаик,
  • вырезания из картона и бумаги,
  • вырисовывания различных узоров,
  • работы со счетными палочками и т. д.


В процессе занятий у ребенка, как правило, оказываются задействованы лишь три пальца руки: большой, указательный и средний. Однако, для того, чтобы мелкая моторика интенсивно развивалась и способствовала развитию речи, необходимо активное воздействие на все пальцы как левой, так и правой руки. Поэтому, кроме общепринятых занятий по рисованию, лепке, конструированию, необходимо проводить с детьми и пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа, а в некоторых случаях обязательным может стать и массаж пальцев и рук.

Однообразно выполнять упражнения ребенку будет скучно, поэтому надо обратить их в интересные и полезные игры. Движения необходимо сочетать с подходящим стихотворным текстом, сказкой или фразой. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более четкой и громкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое внимание. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается через мыслительные операции, т. е. при непосредственном участии мышления, внимания и памяти.

Чем старше ребенок, тем большую роль приобретает влияние движений пальцев рук на формирование его психических процессов.

Эффективной работа по формированию мелкой моторики будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.

Важно помнить, что развитие моторики, речи и мышления - важнее (перед школой), чем умение читать и писать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических функций.

Правила в работе по развитию мелкой моторики:

  • Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
  • Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
  • Начинать нужно с боле легких упражнений, и по ходу их освоения вводить боле сложные.
  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения.
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.
  • Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
  • Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.
  • Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.
  • Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
  • Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе


Движения рук детей 3-5 лет


3 года:     Касается пальцами руки кончика носа, с закрытыми глазами. Копирует прямые и непересекающиеся линии, круги.

Башни строит из 10-ти кубиков.

3,5 года:  Берет аккуратно кубик средних размеров большим и указательным пальцами.

Срисовывает квадрат, но вертикальные линии по длине равны горизонтальным.

Пользуясь ножницами, старается резать ровно.

Достает конфетку, разворачивая обертку без посторонней помощи.

Использует обе руки, но одной отдает предпочтение.

Самостоятельно рисует квадрат, но с загнутыми или закругленными углами.


4 года:    Срисовывает треугольник с неровными сторонами и основанием, не параллельным краю листа бумаги.

Действует двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивает крышку банки, держит и крутит ручку венчика механического, выдергивает гвозди и кнопки)

5 лет:   Режет линии устойчиво.

Копирует квадрат.

Изображает некоторые печатные буквы.

Действует отдельными пальцами в пальцевых играх.

Рисует простые узнаваемые картинки.

Успешно намазывает клеем детали и приклеивает их.