Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Упражнения предназначены не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Они могут быть также использованы специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Логопедический массаж

1. Воротниковой зоны
2. Лицевых мышц
3. Губ
4. Языка
5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.
Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться
проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1. Вытянуть - растянуть.
Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в
трубочку, чтобы получился хоботок.
2. Сжать - отпустить.
Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.
3. Сложить рупором.
Инструкция: Нужно сделать так, как я, чтобы получился «рупор».
4. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
Инструкция: Нужно сделать так, как я.
5. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
Инструкция: та же.
2. Язык:
1. Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.
Способ выполнения: Распластать язык по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.
Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.
Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.
Совершать языком круговые движения (облизать губы).
2. Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.
Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».
Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).
3. Цоканье (присасывание языка).
Выполняется по подражанию.
4. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
Выполняется по подражанию.
5. Поднять язык к альвеолам и энергично произносить «Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину 2 см).
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них копчиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или
«Забиваем гвозди».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА, ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
6. Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него, подключая голос, чтобы получился звук средний между «3» и «Ж».
Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).
7. Вести язык по верхнему небу - упереть в зубы и сопротивляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.
Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».
Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы.
Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.

Коррекция звукопроизношения

1. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:
Вой ветра - УУУ...
Плач младенца - УА, УА, УА...
Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...
Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными звуками (четкое,
утрированное произнесение):
Мычание коровы - МУ, МУ, МУ...
Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...
Лай собаки: АВ, АВ, АВ...
Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...
Кудахтанье курицы - КО, КО, КО...
Гоготанье гусей - ГА, ГА, ГА...
Пение песенки - ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...; ДУ, ДУ, ДУ...
Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...
Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...
Шуршание листьев: Ш Ш Ш...
Звук подъезжающего поезда - ЧУК, ЧУК, ЧУК...
Уханье филина - УФ, УФ, УФ...
Рычание дикого зверя: РРР...
Крик петуха - КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах.
Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по
способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые
звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а
затем уже автоматизировать.

Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных
фонетических контекстах: прямые слоги - твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с
разделительным мягким знаком.

ГУБНЫЕ

Прямые

MA МЯ МЬЯ ПА ПЯ ПЬЯ БА БЯ БЬЯ
МО МЁ МЬЁ ПО ПЁ ПЬЁ БО БЁ БЬЁ
МУ МЮ МЬЮ ПУ ПЮ ПЬЮ БУ БЮ БЬЮ
МЫ МИ МЬИ ПЫ ПИ ПЬИ БЫ БИ БЬИ

Обратные

AM ЯМ ЯМЬ АП ЯП ЯПЬ АБ ЯБ ЯБЬ
ОМ ЁМ ЁМЬ ОП - ЁПЬ АБ - -
УМ ЮМ ЮМЬ УП ЮП ЮПЬ УБ ЮБ ЮБЬ
ЫМ ИМ ИМЬ ЫП ИП ИПЬ ЫБ ИБ ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения.
Неблагозвучные слоги пропущены.

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

ТА ТЯ ТЬЯ ДА ДЯ ДЬЯ НА НЯ НЬЯ
ТО ТЕ ТЬЁ ДО ДЁ ДЬЁ НО НЕ НЬЁ
ТУ ТЮ ТЬЮ ДЮ ДЮ ДЬЮ НУ НЮ НЬЮ
ТЫ ТА ТЬИ ДИ ДИ ДЬИ НЫ НИ НЬИ

Обратные

AT ЯТ - АД ЯД - АН ЯН -
ОТ ЁТ - ОД ЁД - ОН ЁН -
УТ ЮТ - УД ЮД - УН ЮН -
ЫТ ИТ - ЫД ИД - ЫН ИН -

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

КА КЯ КЬЯ ГА ГЯ ГЬЯ ХА ХЯ ХЬЯ
КО КЁ КЬЁ ГО ГЁ ГЬЁ ХО ХЁ ХЬЁ
КУ КЮ КЬЮ ГУ ГЮ ГЬЮ ХУ ХЮ ХЬЮ
КЫ КИ КЬИ ГЫ ГИ ГЬИ ХЫ ХИ ХЬИ

Обратные

АК ЯК - АГ ЯГ - АХ ЯХ -
ОК ЁК - ОГ ЁГ - ОХ ЁХ -
УК ЮК - УГ ЮГ - УХ ЮХ -
ЫК ИК - ЫГ ИГ - ЫХ ИХ -

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

Прямые

ВА-ВЯ-ВЬЯ ФА-ФЯ-ФЬЯ ША ЖА ЧА Е (Й+Э) ЙЭ
ВО-ВЁ-ВЬЁ ФО-ФЁ-ФЬЁ ШО ЖО ЧО Ё (Й+О) ЙО
ВУ-ВЮ-ВЬЮ ФУ-ФЮ-ФЬЮ ШУ ЖУ ЧУ Ю (Й+У) ЙУ
ВЫ-ВИ-ВЬИ ФЫ-ФИ-ФЬИ ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А) ЙА

Обратные

АВ-ЯВ АФ-ЯФ АШ АЖ АЧ ЭЙ -
ОВ-ЁВ ОФ-ЁФ ОШ ОЖ ОЧ ОЙ -
УВ-ЮВ УФ-ЮФ УШ УЖ УЧ УЙ -
ЫВ-ИВ ЫФ-ИФ ЫШ ЫЖ ЫЧ АЙ -

СВИСТЯЩИЕ

Прямые

СА СЯ СЬЯ ЗА ЗЯ ЗЬЯ ЦА
СО СЁ СЬЁ ЗО ЗЁ ЗЬЁ ЦО
СУ СЮ СЬЮ ЗУ ЗЮ ЗЬЮ ЦУ
СЫ СИ СЬИ ЗЫ ЗИ ЗЬИ ЦЫ

Обратные

АС ЯС - A3 ЯЗ - АЦ
ОС ЁС - ОЗ ЁЗ - ОЦ
УС ЮС - УЗ ЮЗ - УЦ
ЫС ИС - ЫЗ ИЗ - ЫЦ

СОНОРЫ

Прямые

РА РЯ РЬЯ ЛА ЛЯ ЛЬЯ
РО РЁ РЬЁ ЛО ЛЁ ЛЬЁ
РУ РЮ РЬЮ ЛУ ЛЮ ЛЬЮ
РЫ РИ РЬИ ЛЫ ЛИ ЛЬИ

Обратные

АР ЯР - АЛ ЯЛ -
ОР ЁР - ОЛ ЁЛ -
УР ЮР - УЛ ЮЛ -
ЫР ИР - ЫЛ ИЛ -

4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ

МАМА - МАША - РОМА -
КОМАР
МЯСО - СЕМЯ - ВРЕМЯ
СКАМЬЯ
ПАПА - ПАЛЕЦ
ПЯТКА
ПЬЯНИЦА
БАБА - БАНЯ - РЫБА
БЯКА
МОРЕ - МОЛОТ -
МОЛОКО
МЁД
ПОЛЕ - ПОРКА -
ПОМОЩЬ
ПЁС
КОПЬЁ
БОРЯ - БОЧКА - БОЛЬНО
БЬЁТ
МУКА - МУЗЫКА -
МУРКА
МЮСЛИ
ПУХ - ПУЛЯ - ПУДРА
БУЛКА - БАБУШКА -
БУМАГА - БУСЫ
БЮСТ - БЮРО
МЫ
МИЛА - МИР
ПЫЖИК - ЛАПЫ
ПИЩА - ПИРАТ -
ПИСЬМО
БЫЛЬ - БЫЛИНА - ЕСЛИ БЫ...
БИРКА - БИНОКЛЬ - РЯБИНА
ВОРОБЬИ
РЫБЬИ КОСТИ

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

TATA
ТАНЯ - ТАПКИ - ТАНЕЦ
ТЯПКА - ТЁТЯ - МОТЯ -
ТЯНЕТ
СТАТЬЯ - СВАТЬЯ
ДАНЯ - ДАША - ДАТА-
- ПОДАРОК - ДАЙ
ДЯДЯ - ДЯТЕЛ
СУДЬЯ - БАДЬЯ
НАДЯ - НАШИ - НАСТЯ -
НИНА - КАРТИНА -
МАШИНА
НЯНЯ - ТАНЯ - ВАНЯ
ТОЛЯ - ТОМА - БАТОН
ТЕНЬ - ТЕЛО
ПЛАТЬЕ
ДОМ - ДОСКИ
ДЁГОТЬ
НОГИ - НОША -
НОМЕР - НОРКА
НЁС - ПРИНЁС
ВРАНЬЁ - ВОРОНЬЁ
ТУФЛИ - ТУМБА -
ТУРОК
ТЮЛЬ - ТЮЛЬКА ДЮШЕС
НУЖНО - НУГА
НЮНЯ
ТЫЛ - ТЫКВА -
РОБОТЫ - ЗАБОТЫ
ТИХО - БОТИНОК ДИНА - ДИВО - ДИСКИ
НЫТИК
НИНА

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ - КАТЕР - КАМЕНЬ ГАЛЯ - ГАММА
ГАЛЬКА - ГАЗ
ХА - ХА - ХА
ХАЛА - ХАМ
КОЛЯ - КОШКА - КОСМОС ГОДЫ - ГОРОД -
ГОЛОД ХОЛОД - ПОХОД - ДОХОД
КУРЫ - КУДРИ ГУСИ - ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ ШИПЯЩИЕ ДИФТОНГИ С «Й»

ВАНЯ - ВАСЯ
- ВАРИТ -
ВАФЛЯ
ВЯЖЕТ -
СВЯЗКА
ФАНЯ - ФАКЕЛ -
СОФА - ГРАФА -
ЛАФА
ШАР - ШАЛЬ
- ДУША
ЖАР -
ЖАБА -
ЖАЛО -
КОЖА
ЧАС -
ЧАД -
ЧАДО
ЕВА -
ЕЛИ -
ЕЗДИТ
ВОДЫ - ВОЛЯ
- ВОБЛА ШОК ЖО ЧО ЁЛКА -
ЁЖИК
ШУ ЖУ ЧУ
ЮЛЯ -
ЮРИК -
ЛЮЛЬКА
ВЫ - ВИ -
ВЬИ ФИЛИН - ФИЗИК ШИ ЖИ ЧИ Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО - САХАР - САМ - САД -
КИСА - РОСА - КРАСА ВАСЯ ЗАМОК -
ЗАЛЫ
ЦАПЛЯ - ЦАРЬ -
ЦАРИЦА -
ДЕВИЦА - СПИЦА
СО СЁ ЗОЯ - ЗОРИ ЛИЦО - КРЫЛЬЦО -
КОЛЬЦО - ЦОКОТ
СУ СЮ ЗУБЫ -
ЗУБРЫ ЦУКАТ
СЫ СИ КОНЦЫ -
ДЕВИЦЫ

СОНОРЫ - «р», «л»

РАМА - РАДОСТЬ -
РАКИ - ССОРА
РЯБА -
РЯСКА - РЯД
ЛАПЫ - ЛАДНО -
ЛАСКА ЛЯЛЯ - ЛЯМКА
РОМА - РОЗЫ -
РОСТ - ДОРОГА РЕКИ - ГРЕКИ ЛОРА - ЛОДКА -
ЛОВИТ - ЛОМ ЛЕС - НАЛЕВО - ПОЛЕ
РУПОР - РУКИ -
РУБЛЬ РЮМКА ЛУЖА - БАЛУ ЛЮЛЬКА - ЛЮБИТ -
ЛЮСЯ - СЛЮНИ
РЫБА - РЫЖИК -
РЫНОК РИММА ЛЫЖИ - ЛЫКО ЛИЦА - БОЛИ -
СТОЛИК

Примечание: Можно самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами,
имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т.д.),
например:

АТА СТА ПЛА АГА ГАРТ ХАЛТА АСТРА
АТО СТО ПЛО АГО ГОРТ ХАЛТО АСТРО
АТУ СТУ ПЛУ АГУ ГУРТ ХАЛТУ АСТРУ
АТЫ СТЫ ПЛЫ АГЫ - ХАЛТЫ АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).
Подбирается ряд картинок на слова из слоговых таблиц.

логопедическаяработа 

по коррекции нарушения голоса 

и дыхания у детей  

Расстройства голосовой функции у детей могут быть самостоятельными (дисфония и афония) ИЛИ входить в структуру речевого нарушения, являясь составной его частью. Нарушения голоса оказывают существенное влияние на формирование коммуникативной функции речи, так как снижаются её разборчивость и внятность, вызывают затруднения у окружающих в её восприятии, а у самого ребёнка патологические изменения голоса нередко сопровождаются вторичными психологическими отклонениями.

Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное звукопроизношение в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос является выражением духовного мира человека, передаёт его душевное состояние и отражает психологическую жизнь человека.

Коррекционная работа

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

Для реализации коррекционных задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, то есть появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезий голосоведения, то есть непосредственно самой фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приёмы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

  • рациональная психотерапия;
  • коррекция физиологического и фонационного дыхания;
  • тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • автоматизация восстановленной фонации.

Этапы коррекции:

Психотерапия.

Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приёмов, красочного дидактического материала, труда, музыки, ритмики. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной.

Коррекция физиологического и фонационного дыхания.

Основой качественного голосообразования является правильная организация речевого выдоха или опоры дыхания.

Опорный пояс голоса - мышцы живота и спины. Голос формируется в нижней части живота. Главная задача логопеда - скоординировать работу этих мышц с голосоведением. Голос - озвученное дыхание, и если дыхание свободно, то и голос свободный.

Так как дети неправильно используют выдох, пользуются только верхним дыханием, проводятся упражнения по развитию нижерёберного дыхания и нижних резонаторов. Такие упражнения позволяют поставить голос на опору, снять завышенное звучание и сформировать длительный экономный выдох, а также увеличивают ёмкость лёгких и улучшают подвижность грудной клетки.

Для этой цели можно использовать «отдышечные упражнения»:

1. Ложимся на живот, руки за голову, на выдохе произносим «ф», животом отталкиваемся от пола.

2. Руки на поясе, произносим «ф» на выдохе и стараемся животом разорвать руки.

3. Обвязываем широким поясом чуть ниже талии и пробуем раздвинуть узел мышцами живота, на выдохе произносим «ф».

4. Правое колено к левому локтю - выдох «ф», и наоборот.

5. Наклоняемся - выдох «ф».

Для коррекции физиологического дыхания используют различные виды дыхательной гимнастики. Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика Стрельниковой, которая тонизирует и тренирует группы мышц, нужные для голосоведения. Основной принцип этой гимнастики - неправильное, парадоксальное дыхание - вдох на скрученной грудной клетке и шумный короткий выдох.

На первом этапе губы и зубы разомкнуты, затем сомкнуты. Во всех позициях плечи, шея и голова напряжены. Количество знаков должно делиться на 8, так как это не сбивает ритм сердца.

Упражнения:

1. Резкий вдох носом - голова в сторону - 8 раз по 4 - в одну и по 4 - в другую сторону.

2. Обнять себя за плечи - резкий вдох носом - 8 раз.

3. «Понюхать» коленку 4 раза по 4.

4. Плечи поднять - вдох, опустить - резкий выдох - 8 раз.

5. Руки перед грудью вверх - вдох, вниз - выдох - 8 раз.

6. «Насос» - наклоны полностью, не распрямляясь, резкий вдох и выдох - 8 раз.

Речевое дыхание - это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование.

Тренировка кинестезий и координаций голосового аппарата фонопедическими упражнениями.

В работе над голосом большое значение имеет умение говорить и петь на открытом глотке.

При постановке голоса необходимо вызвать и запомнить ощущение открытой глотки. Этого можно добиться, активизируя движение мягкого нёба. Для этого ребёнка учат открывать глотку указательным пальцем. Указательный палец вводят глубоко в рот, не прикасаясь ни у языку, ни к мягкому нёбу. На начальных этапах это упражнение выполняет логопед, а затем ребёнок выполняет его самостоятельно. Затем логопед уточняет правильную артикуляцию гласных звуков и обучает ребёнка «вынимать указательным пальцем гласные звуки». Ребёнок вводит глубоко в рот указательный палец, глотка рефлекторно открывается, на выдоже «вынимается» долгое «а», как озвученное дыхание, а затем подобным образом отрабатываются остальные гласные в следующем порядке: «о», «у», «ы», «и», «э». После того, как таким образом отработаны все гласные звуки, можно переходить к следующему упражнению - «Цветок». Упражнение выполняется так: ребёнку предлагается понюхать вырезанный из бумаги маленький цветок - рука отведена в сторону, цветок плавно подносится к носу - вдох; рука медленно поднимается вверх на выдохе пропевается «а», рука медленно плавно опускается вниз - продолжаем пропевать «а». Таким образом отрабатываем все гласные звуки в то же порядке. Далее «нюхаем цветок» и распеваем два звука на подъёме и два звука на спуске «ао-оа»; затем три звука на подъёме и три на спуске «аоу-уоа»; далее четыре звука «аоуы-ыуоа; пять звуков «аоуыи-иыуоа» и, наконец, шесть звуков «аоуыиэ-эиыуоа».

Все эти упражнения выполняются на одном выдохе. Если ребёнок прерывает пропевание и пытается вдохнуть, то упражнение выполняется снова.

Работая над голосом, необходимо помнить о тесной всаимосвязи речевой и певческой функции.

Используя пение в коррекционной работе, можно добиться лёгкости и непринуждённости звукоизвлечения, затем перенести эти навыки в речь. Во время пения следует следить за положением рта. Важно, чтобы губы при пении не напрягались и полностью раскрывался рот. Целесообразно использовать «жестовое пение», когда все пропеваемые гласные связываются с определёнными кодовыми знаками. Когда голос звучит на опоре и не «зажат», звуки сначала произносятся как бы механически и в них «нет жизни». Поэтому необходимо постоянно уточнять артикуляцию.

По Д.Е.Огородникову «артикуляция - это своего рода и жестикуляция, только более тонкая и более богатая. Техника артикуляции определяет технику дикции».

С точки зрения эвфонии, науки о благозвучии, каждый звук имеет только ему присущую красоту и свою душу и связывается с определённым кодовым знаком и мимикой: «у» - изображается в виде рупора, уводящего звук в бесконечность; «о» - солидный объёмный звук в виде широкого круга; «а» - солнечный, радостный, изображается движениями рук, как расходящиеся в обе стороны лучи.

Закрепляя правильное голосоведение, используем пропевание гласных звуков с жестами (жестовое пение). В ходе этой работы звуки пропеваем ниже или выше, тише или громче.

Для правильного голосоведения большое значение имеет артикуляция. Для развития артикуляции можно использовать традиционную или кинезотерапевтическую артикуляционную гимнастику, активизирующую мышцы губ, языка, глотки и гортаноглотки. При её проведении большое значение имеет тактильнопроприоцептивная стимуляция, развитие статикодинамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий.

Голос становится тусклым, если не работают резонаторы. Для активизации резонаторных зон используется резонаторный массаж (постукивание пальцами рук по частям тела).

1. Постукивание по груди - звучим «м».

2. Лоб от центра к вискам - звучим «м, н, ми, ни».

3. Крылья носа - зажимать и отпускать ноздри - «м-м-м».

4. Постукивать над верхней губой «ви-ви-ви».

5. Постукивать над нижней губой «зи-зи-зи».

6. Постукивать по второму подбородку ребром ладони «м-м-м» (губы сомкнуты, челюсти разомкнуты).

7. По спине в области лопаток - звучим - «м-м-м».

8. Кончик языка между губами - звучим - «м-м-м».

Развитии. Диапазона детского голоса способствуют такие упражнения, как:

  • работа над скороговорками, следуя за чёткой артикуляцией, вначале в медленном темпе, а потом в обычном разговорной манере;
  • использование слов и стихотворных текстов - голос при этом движется, как по лестнице - живот, грудь, ротовая полость;
  • сомкнуть зубы и выговаривать словосочетания и скороговорки за счёт губ, а затем свободно;
  • озвучка: один произносит без голоса знакомые скороговорки, а другой синхронно озвучивает;
  • пение отдельных слогов - «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»;
  • пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем всё полностью.

Автоматизация восстановленной фонации.

Задача этого этапа - закрепление навыков в спонтанной речи, воспитание выносливости к голосовым нагрузкам, научить ребёнка пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука, совершенствование техники речи. На этом этапе преобладают самостоятельные тренировки под контролем логопеда. Дети умеют выбирать оптимальное для себя звучание, фиксировать внимание на интонации. Навыки, полученные на занятиях с логопедом, закрепляются самостоятельно и автоматизируются в спонтанной речи.

Все занятия с детьми необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Упражнения по коррекции нарушения голоса у детей

Артикуляционная гимнастика.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Цель этой гимнастики - выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования.

Примерные артикуляционные упражнения:

1. Движения языка: высовывание языка; укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу; щёлканье языком и т.д.

2. Движение губ: вытягивание губ вперёд трубочкой; растягивание губ в стороны (улыбка) и т.д.

3. Движение челюстей: опускание нижней челюсти, имитация жевания и т.д.

4. Движения мягкого нёба: покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твёрдой атаке и т.д.

5. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз; повороты головы вправо-влево и т.д.

6. Движение гортани и голосовых складок: поглаживающий и вибрационный массаж гортани; подражание мычанию и т.д.

7. Упражнения для развития чёткой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко

а-о-у-ы-э произнесение гласного ряда

а-э

о-у произнесение двух гласных на одном выдохе

у-ы

а-э-о

о-у-и произнесение трёх гласных на одном выдохе

а-э-ы

а-э-о-у

а-о-у-э произнесение четырёх гласных на одном выдохе

о-у-а-и

2) произнесение слогов и слов на выдохе, на шёпоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразующий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям

па-по-пу-пы-пэ

тат-тот-тут-тыт-тэт

са-со-су-сы-сэ

пас-пос-пус-пыс-пэс

пап-пап

пап-пап-пап на одном выдохе

пап-пап-пап-пап

пат-пат

пат-пат-пат на одном выдохе

пат-пат-пат-пат

3) произнесение пословиц, поговорок, скороговорок одной артикуляцией, на шёпоте и громко

Все бобры добры для своих бобрят. (отработка звука б)

Колпак на колпаке, под колпаком колпак. (отработка звука п)

Нашего непоседы ни дома, ни у соседа. (отработка звука н)

На безрыбье и рак - рыба. (отработка звука р)

Развитие силы голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок. Если мы хотим увеличить силу звука в два раза, мы должны увеличить подсвязочное давление в четыре раза. Умение изменять силу голоса - одно из важных его выразительных средств.

Упражнения:

  • удлиненное произнесение звуков (при средней громкости голоса)

у________ у_________

о________ о_________

а________ а_________

з________ з_________

ж________ ж________

постепенно произнесение звуков на одном выдохе всё более удлиняется, но сила голоса остаётся неизменной (средней)

ау________ ув________ ав________

аи________ ус________ас_________

ои________ уш________ аш________

  • усиление голоса: артикуляция - шёпот - тихо - громко

о о о о ау ау ау ау ауи ауи ауи ауи

  • ослабление звука: громко - тихо - шёпот - артикуляция:

ж ж ж ж эу эу эу эу аза аза аза аза

  • усиление голоса с увеличением длительности звучания

а__а__а__а ау__ау__ау__ау

  • счёт с постепенным усилением и последующим ослаблением голоса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

  • чтение стихотворений с постепенной сменой силы голоса

Развитие высоты голоса.

Изменение высоты голоса - одно из наиболее значительных средств его выразительности. Высота голоса создаёт мелодику тона, то есть движение голоса вверх и вниз. Мелодика тона окрашивает звучащее слово разнообразными оттенками чувства и мысли: осуждения, разочарования, восхищения и т.д.

Упражнения:

* речевое произношение: повышение и понижение голоса при произнесении гласных, их сочетание из двух и трёх звуков, слогов

у у у у

у у у у

у у

* «укачивание» (имитация укачивания ребёнка, куклы)

а а а а

а а а

* напевное произнесение

Развитие тембра голоса.

Тембр (окраска) голоса зависит от деятельности ротоносоглоточного резонатора, от его строения и функции.

Выработка звонкого, собранного, свободного звучания голоса. Развитие диапазона голоса.

  • произнесение сонорных согласных (м, н) с гласными

ммуммоммэммиммамм

ннанноннэнниннанн

  • повышение и понижение голоса на сонорных согласных м, н с паузами и без пауз (то речевым, то полунапевным способом произнесения)

мму мму

мму мму

мму мму

  • для тренировки собранного звучания предлагается упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а в одной тональности, в «позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса

уууу

ууоууоууо

  • произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса (сонорные согласные при этом удваиваются)

Мам, мёду нам.

ммаммммёдуннамм

ннамм

ммёду

ммамм

ммамм

ммёду

ннамм

  • произнесение стихотворений на стоне с изменением диапазона голоса (стихотворения должны быть короткими и несложными)

Развитие мелодико-интонационной стороны речи при помощи упражнений, развивающих модуляции, тембр, диапазон голоса.

Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Она уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействия на слушателя. Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. При чтении сказок ребёнок подражает голосам сказочных героев.

УУУУ - громко и низко рычит Михайло Иваныч

УУУУ - рычит Настасья Петровна не так громко

Уууу - тихо пищит Мишутка

Безусловно, степень выразительности голоса определяется его природными возможностями, но систематическая тренировка делает голос более выносливым.

Одним из самых важных факторов предупреждения нарушений голоса у детей является обучение технике голосоведения и речи, знание правил гигиены голоса и их соблюдение.

Литература: Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.- М.: Айрис-пресс.

РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ

от 0 лет

Особый вид деятельности человека - Речь - форма общения людей, опосредованная языком.

Первый год жизни - предпосылки речевого развития. 1-е полугодие - звуко-подражание (гуление).

2-е полугодие - лепет. В это время ребенком приобретается пассивный словарь. Ребенок понимает отдельные слова, обращенные к нему.

1 год. Появляются отдельные слова (автономная детская речь). Она не понятна для окружающих, многозначна, ситуативна, аграмматична.

1 - 3 года. Активный и пассивный словари растут. 1,6 - 100 слов, 3 года - 1000 - 1500 слов. Ребенок начинает говорить предложениями. К 3-м годам правильно произносит звуки за исключением сложных.

3 - 7 лет. Словарный запас 2500 - 3000 слов. Наблюдается словотворчество (слова созда-ются по правилам грамматики). К семи годам ребенок должен уметь строить любое предложение, правильно произносить все звуки. Речь становится родной. В этот период появляется эгоцентрическая речь, не имеющая коммуникативной функции (комментарии собственных действий) затем это переходит во внутреннюю речь. К 7 годам появляется контекстная речь (полная, развернутая).

Младший школьный возраст. Контекстная и письменная речь.

Подростковый возраст. Появляется литературная речь. И поскольку бурная жизнь и личностное развитие - появляется сленг.

Речь первоначально является средством общения с окружающими и позже, в форме внутренней речи, средством мышления. Словесное мышление - перенесение речи внутрь.

Свойства речи:

  • Содержательность (объем выраженных в речи мыслей; обеспечивается подготовленностью говорящего).
  • Понятность (объем знаний слушателей; обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям).
  • Выразительность (связана с эмоциональной насыщенностью; обеспечивается интонацией, акцентом).
  • Действенность (определяется влиянием на мысли, чувства, поведение; обеспечивается индивидуальными (их учетом) особенностями слушателей).

Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление (т.е. выход за пределы непосредственного отражения действительности), происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отнош

      ЛОГОПЕД

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ 

РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

 Одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. 6 лет - период чрезвычайно интенсивного ее развития. Родители не всегда придают большого значения речевому развитию детей, считая, что их малыши все усвоят в школе. А в школе начинаются проблемы, так как письменная речь формируется на основе устной. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят. Если ребенок вместо «шапка» говорит «сапка», то, скорее всего, он так и напишет. Естественно, что обучение письму базируется на устойчивых представлениях детей о порядке звуков в слове. Звуковая культура речи Речевая готовность к школе - это, прежде всего, звуковая культура речи. Ребенок при поступлении в школу должен правильно произносить все звуки. Для закрепления правильного произношения звуков, проявляющихся в речи детей, применяется речевой и картинный материал. Этап автоматизации звуков бывает очень длительным, если не помогать ребенку, быстрее ввести звук в активную речь. В этом вам помогут забавные чистоговорки. Произносить их нужно медленно, четко проговаривая каждый звук, постепенно убыстряя темп , но не снижая четкости произношения. Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции. Страусы строят гнезда в сторонке. Странными смотрятся эти воронки. Ямки в песке роют быстро и просто Стройные птицы высокого роста. Лось лосенку покупал Лодку лыжи и пенал. А лосиха- мама Ласты и панаму. Ежевику любит Вика. Колет Вику ежевика. Паша с Мишей не шалят. Целый день они молчат. Так как Паша с Мишей Стать шпионами хотят. К концу 6 года ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями: 1. Определять наличие звука в слове. 2. Устанавливать последовательность звуков в слове. Полезны следующие упражнения: Собери, разбери слово: М, А , К - МАК; Л,У,К - ЛУК. 3. Находить место звука в слове (начало, середина, конец). Помогут такие упражнения как: - Назови посуду которая начинается со звука С. - В названии какой посуды звук С - в конце; звук С - посередине? - Придумай слова, которые начинаются со звука О. 4. Научиться различать гласные звуки (воздух выходит свободно и легко), согласные звуки (когда мы их произносим, воздух встречает преграду). - Произнеси звук. Что мешает воздуху выйти? (губы, зубы, язык). Затем научиться определять твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Вместе с ребенком потренируйтесь в звуковом анализе слов. - Нарисуй схему к слову «лиса», «луна». Аналогично разбираются слова , которые придумал ребенок или взрослый.

Игра «Кулачки ладошки» - потренируют ребенка в определение твердости и мягкости согласных звуков. Если слово начинается с мягкого согласного, то показать ладошки и если звук твердый, сжимать кулачки. Взрослый произносит слова, а ребенок показывает кулачок или ладошку: «лук, лиса, лампа, ложка, лимон». Всевозможные кроссворды и игры со словами слогами, звуками будут способствовать развитию мышления и помогут избежать ошибок при письме. Например: Баран+ ка=? Мо + розы= ? Ми + галка =? - Мы придумаем слова, для начала - со слогом «му». Дети придумывают слова, которые начинаются со слога «му»: музыка, мультики... Игра «Звукоед прилетел и в словах все звуки съел». Предложите угадать какие звуки «съел» Звукоед: бато..., бидо... , патро... и т.д. 5. Находить ударение, переносить его с одного гласного на другой. зАмок- замОк... 6. Определять количество слогов в слове. - Прохлопай слово «машина» и скажи, сколько слогов в слове (аналогично разбираются и другие слова). В свободную минутку можно поиграть в игру «Путаница». Эта игра будет способствовать коррекции слоговой структуры слова. - Жили были слова. Однажды они веселились, играли и перепутались, помоги им распутаться (босаку - собака, ловосы-волосы, посаги-сапоги ,лекосо-колесо, скоровода-сковорода, мицилионер-милиционер...) К тому же, в начале обучения, как показывает практика, снижено чувство ритма и рифмы, поэтому полезно сочинять с ребенком чистоговорки: - Та-та-та - мы везем с собой кота... Слитному послоговому, плавному чтению помогает правильное называние букв взрослыми, в особенности родителями. Того же следует требовать от детей при любой работе с буквами, названия которых произносятся коротко, отрывисто, как соответствующие звуки. Если названия букв произносить традиционно, то есть Ш - «ша», Р -»эр», С - «эс», тогда слово «Шура» ребенку придется прочитать «ша у эр а». Для детей с речевым недоразвитием подобные трансформации нежелательны. Словарный запас У ребенка должен быть достаточно хорошо развит словарный запас, он должен ориентироваться в родовых и видовых отношениях предметов: - правильно относить единичные предметы к той или иной группе предметов (диван- мебель, подберезовик-гриб, фиалка - комнатное растение, слесарь - профессия...) - уметь давать определение предмета через родовое название и видовое понятие: сахарница - это посуда, в которой находится сахар... Овощи режет - овощерезка... Игра «Аукцион слов»- будет способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей именами прилагательными. Для игры сгодится любой предмет. Предложите назвать ребенку слова признаки: - Какая кастрюля? Ребенок говорит : чистая, далее ваше слово «глубокая»... и т. д. На ком закончатся слова,тот и выиграл.... Выделять четвертый лишний предмет: - самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар. - синица, воробей, грач, снегирь. Ребенок должен знать несколько «упрямых» слов: которые никогда не меняются: «пальто», «какао»... К концу 6 года дошкольник должен понимать и использовать в речи антонимы - подбирать пары слов с противоположным значением, обозначающих пространственные понятия (высокий - низкий...), состояния предметов (горячий - холодный), чувств человека (веселый - грустный), пространственные и временные понятия (рано - поздно, здесь - там, раньше позже, слева - справа) и другие. Начинают 6-летние дети осмысливать и понимать слова с переносным значением (золотые руки, время ползет, короткая память). Важное значение имеет работа над синонимами - словами, близкими по значению, которые выражают разные оттенки смыслового значения (веселый - радостный - смешной). Также ребенок к концу года может понимать и называть с помощью взрослых родственные, похожие слова : Снег - сногопад, снеговик, снегурочка, снегирь. Грамматически правильная речь Речевая готовность к школе - это и грамматически правильная речь, которой дети овладевают в чисто практическом плане. С этой целью полезно поводить игры и упражнения: «Один - много» (образование множественного числа существительных): стол - столы, ... «Из чего сделанно?» (образование относительных прилагательных). Стол из дерева- деревянный, варенье из слив- сливовое.... «Сосчитай посуду» (согласование существительных с числительными.) Один нож, три ножа, а пять ножей.... «Чей хвост?» : (образование притяжательных прилагательных). У лисы хвост лисий, у медведя - медвежий, у щуки - щучий... «Что с чем» (усвоение категории творительного падежа с предлогом «с»). Стул с ножками и сиденьем; кровать с матрацем и с ножками. «Найди предмет» (усвоение предлога «для»). Крышка нужна для..., спинка нужна для... «Большой - маленький» - упражнять в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов: большой стол, а маленький... (столик), ведро - ведерко.... Речевые ошибки не следует оставлять без исправления, однако замечания следует делать тактично. Постоянные одергивания, бестактные замечания недопустимы, так так могут вызвать речевой негативизм, нервозность и упрямство. Связная речь Ребенок только тогда захочет говорить, как только вы захотите его слушать. Главный фактор развития связной речи - наличия заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным внимательным слушателем должны стать Вы, уважаемые родители. Больше общайтесь с ребенком, вызывая его на разговоры. Беседовать можно на различные темы, причем давайте возможность сказать как можно больше самому ребенку. Дети, имеющие богатый опыт слушанья книг, обязательно имеют хорошо развитую связную речь. Так же хорошо развитой речи будут способствовать: Составление рассказов-размышлений на тему: «кем быть» и т.д.; рассказов-описаний: «мы были в цирке», «мое любимое животное» и т.д. Пересказы сказок, рассказов, просмотренных мультфильмов и фильмов. Заучивание стихов. Для повышения культуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма, можно использовать скороговорки, потешки, пословицы, слушанье сказок, стихов в исполнении мастеров слова. И все же, ничего не заменит богатой выразительной речи самого взрослого. Ведь она - своего рода эталон для ребенка. 

Сафонова Татьяна Дмитриевна, учитель-логопед

Источник: http://logoportal.ru/rechevaya-gotovnost-k-shkole/.html 

В. А. Сухомлинский: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Список упражнений и игр для развития мелкой моторики детей.

1.Резиновая груша (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки - пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.


2.Разминание пластилина. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее чем мягкий импортный.


3.Игра с изюмом - всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками - большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!


4.Нанизывание колец на стержень пирамидки (развитие соотносящих движений рук). Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание - даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!


5.Упражнения с бумагой:

1) мять - развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) - захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

Важные советы:

- Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения - всегда свое место.

- Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.

- Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.

3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт - например, кошка, барашек, тучка)

4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие - речку, желтые - осеннюю листву деревьев.

6. Вдавливание мелких предметов в пластилин (бусины, семена, ракушки, мелкие камушки). Так мы можем сделать картины - мозаики на пластилине. А еще можно помочь герою игры - например, сделать «синюю речку» (размазать пластилин по полосе картона) и построить мост через речку (вдавить в пластилин камушки). А потом по этому мостику пройдут игрушки и поблагодарят малыша за помощь.

7. Сортировка мелких предметов - очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками - большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету ( если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется - берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок - фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

8. Пересыпание. Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу). Используйте разную посуду - пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

9. Использование столовых приборов - ложки, вилки. Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки - это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.

10. Разворачивание завернутого в бумагу предмета - сюрприза - «Что там?» Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова - спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать - прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.

11. Наполнение бутылки мелкими предметами. В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.

Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять:

- Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) - просто покажите, как Вы захватываете предмет.

- Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!

- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.

12. Конструкторы. Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь дома несколько конструкторов (но обязательно с РАЗНЫМ принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.

13. Наматывание. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку - свою или мамину.

14. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Очень хорошую идею для нанизывания я увидела в детском саду «Солнышко» в Москве. Педагоги этого детского сада собирают старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок.

Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.

15. Перелистывать страницы книги по одной. Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона.

Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку - сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.

16. Игры - шнуровки (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки). Но эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

17. Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки.

Хотя чаще всего в современных семьях задача овладения малышами разных видов застежек решается с помощью развивающей книжки или коврика, но это всего лишь первый этап. Дальше малыш тренируется делать это в жизни в быту.

На одежде малыша должны быть разные застежки - пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе.

Ситуация, когда у ребенка на одежде и обуви в течение всего дошкольного возраста только липучки, приводит к тому что даже второклассники в 8-9 лет не в состоянии одеться сами, если на одежде другой вид застежки, и даже не могут зашнуровать шнурки, переодеваясь на физкультуре! А ведь несамостоятельность ребенка и зависимость от взрослого прямо влияет и на его дальнейшее поведение и успешность в жизни.

Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку - и это тоже вклад в развитие мелкой моторики малыша, и очень большой вклад.

18. Волчки. Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка используйте любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д. Также полезно и заводить ключиком заводные игрушки.

19. Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки) Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?

20. Выкладывать фигуры из палочек, из разных видов мозаики.

21. Прокатывание шариков. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки - прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

22. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» - вертеться.


Read more: http://rodnaya-tropinka.ru/razvitie-melkoj-motoriki/#ixzz4MYCq36XC